Робот в большом городе
В отличие от «Самороста»,
Machinarium — не сказка на грани абстракции, а полноценный и
проработанный мир, где есть место и для глубоких эмоциональных
переживаний героев, и даже для подвига. Город Машинариум — это несколько
десятков экранов и целая труппа колоритных персонажей все — роботы. Тут
есть бары где можно пропустить рюмочку-другую машинного масла уличные
роботы-музыканты роботы-старушки на скамейках, роботы в инвалидной
коляске, робот-кошка на крыше и даже роботизированная дама с собачкой...
Главный герой — грустноглазый робот по имени Йозеф. По стечению
обстоятельств он оказался на свалке металлолома за городскими воротами.
Теперь ему предстоит вернуться в Машинариум и отомстить тем, кто так
жестоко с ним обошелся. Чтобы не испортить вам удовольствия от игры, мы
не будем выдавать подробностей, намекнем лишь, что не обошлось без
злобных бандитов и амурной истории.
По духу «Машинариум» очень
похож на второй «Саморост». Перед нами концептуальный, немного грустный и
очень поэтичный интерактивный мультфильм про одиночество. Работа,
близкая по атмосфере к творчеству Юрия Норштейна (см. «Ежик в тумане»,
которым Дворски, по его собственному признанию, вдохновлялся). Но
пресловутый минимализм остался в прошлом, и дело не только в возросшем
количестве локаций и персонажей — герои чаще и охотней общаются друг с
другом, мыслят, не стесняются делиться с нами своими переживаниями.
Полноценных озвученных диалогов по-прежнему нет, вместо них —
пиктограммы и целые анимированные истории, появляющиеся в стилизованных
облачках над головами героев. Оставьте Йозефа в покое на какое-то время,
и он вспомнит, например, как купался со своей робоподругой в чане с
нефтью или как вместе с ней задувал горящие свечи зажигания на торте. А
заметив одного толстого робота, с содроганием вспомнит, как тот в
детстве сломал его замок из песка...
Наделить машину
человеческими эмоциями и переживаниями — прием сам по себе очень
эффектный: вспомните хотя бы печального робота с планеты Железяка с его
«Спаси... бо» или Валл-И из одноименного диснеевского мультфильма. В
Machinarium Дворски подкрепляет этот сценарный ход обезоруживающей
стилистикой. Все нарисовано вручную, с особенным вниманием к деталям. С
одной стороны — все те же странные машины, цеха и металлолом, холодный и
неприветливый город, в котором живут железные люди. С другой стороны,
этот мир ни в коем случае не назовешь мертвым — на каждом экране
обязательно что-то происходит, шевелится и бегает. Автор непрерывно,
настойчиво напоминает, что в Машинариуме кипит жизнь, и предлагает
игроку убедиться в этом лично.
Пазлы и приседания
По
механике Machinarium — это канонический, старомодный point & click
квест, в противовес тому же Samorost. Во-первых, мы взаимодействуем с
предметами, которые находятся в зоне досягаемости (в «Саморосте» мы
просто нажимали на активные объекты на экране). Во-вторых, у Йозефа есть
инвентарь, в котором придется комбинировать различные предметы.
В-третьих, для Machinarium авторы придумали массу полноформатных пазлов и
мини-игр, которые нужно решать на отдельном экране. Все достаточно
традиционно: манипулируя различными пультами, Йозеф управляет
механизмами, меняет проводки в электрощитах, а с одним роботом даже
играет в крестики-нолики.
Наконец, у героя есть уникальная
особенность: он телескопический, то есть может изменять свой рост — от
нескольких метров до высоты табуретки. Этим умением придется
пользоваться постоянно. Все задачи грамотно вписаны в контекст, но, как и
в предыдущих работах Дворски, этот контекст порой весьма своеобразен. В
первом «Саморосте» белка с лицом девушки слушала джаз на пластинках, а
потом будила филина рейвом. Во втором мы собирали «пищеварительные газы»
летающих монстров в воздушный шарик, чтобы заправить космическое такси.
В Machinarium мы находим сигаретку для сокамерника, тот благодарно жмет
герою руку, да так увлеченно, что его металлическая клешня отрывается и
попадает прямиком в инвентарь ошалевшего Йозефа.
Откровенно
говоря, вся эта рецензия — не более чем формальность, лишний повод
напомнить читателям о существовании прекрасной игры. Еще летом, во время
нашей предыдущей встречи, мы были готовы выставить Machinarium высокий
балл: все подробности касательно механики были известны уже тогда, а
приз за выдающийся графический стиль игра получила еще раньше, на IGF.
Ну а в умении Якуба Дворски создавать волшебные миры никто уже давно не
сомневался.
У чешского художника уже появились подражатели. Одна
только Springtail Studio выпустила три клона «Самороста», последний из
которых — Alchemia — вызвал слезы умиления у некоторых сотрудников
«Игромании». Но сам Дворски сейчас идет дальше. В Machinarium он
показал, как камерную, почти артхаусную постановку можно облечь в форму
классического квеста. Эту игру можно проходить самостоятельно, но ничуть
не менее интересно наблюдать, как в нее играет кто-то другой. Главное —
смотреть внимательно, иначе можно пропустить что-то важное.
Источник: http://www.vzhurnale.info/igry/52-mashinarium.html |